Чернобыль 16 лет спустя
Время уносит в прошлое события и факты Чернобыльской трагедии. В современном периоде развития нашего общества Чернобыль остается как символ оплошности и страха, который следует побыстрее забыть. Поэтому усилия по преодолению негативных последствий катастрофы часто бывали поспешными и малоэффективными. Ошибки в законотворческой деятельности по социальной защите пострадавших граждан сопровождались нарушением их конституционных прав на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу. "Чужой беды не бывает". Забытый временем призыв к гуманности и милосердию, вновь сегодня должен обрести в гражданском обществе реальное содержание.
После Аварии на чернобыльской АЭС прошло более 16 лет. Что можно сейчас сказать о ее последствиях? Если обратиться к , то легко обнаружить что по этой проблеме опубликованно более 2000 научных статей.
Вместе с тем, остаются неясными и нерешенные многие вопросы, связанные с объективной оценкой последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала крупнейшей ядерной аварией. В первые недели после аварии радиационная обстановка определялась в основном радионуклидами йода и была весьма напряженной. В ряде регионов мощности доз достигали сотен мкР/ч, а зачастую и превышали 1 мР/ч. На больших территориях наблюдалось повышенное содержание радионуклидов в молоке, овощах, мясе и других видах сельхозпродукции. В этот период и происходило преимущественное облучение щитовидной железы, сорбирующей радионуклиды йода, поступавшие в организм с продуктами питания и воздухом. В последующем, по мере распада короткоживущих радионуклидов, радиационная обстановка стала определяться радионуклидами цезия. Работы по радиационному мониторингу территории страны были развернуты, начиная с первых дней после аварии. Всего в России обследовано более 6 миллионов квадратных километров территории России. На основе аэрогаммасъемки и наземных обследований подготовлены и изданы карты по загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 европейской части России (рис. 1). В 1997 году завершился многолетний проект Европейского сообщества по созданию . По оценкам, выполненным в рамках этого проекта, территории 17 стран Европы общей площадью 207.5 тыс. кв. км оказались загрязненными цезием с плотностью загрязнения свыше 1 Ки/кв.км.
Непосредственно во время аварии острому радиационному воздействию подверглось свыше 300 человек из персонала АЭС и пожарных. Из них 237 был поставлен первичный диагноз "острая лучевая болезнь" (ОЛБ). Наиболее тяжело пострадавших, а это 31 человек, спасти не удалось. После аварии, к работам по ликвидации ее последствий были привлечены сотни тысяч граждан СССР, в том числе - 200 тысяч из России. Несмотря на принятые меры по ограничению облучения участников работ по ликвидации последствий аварии, значительная часть из них подверглась облучению в дозах порядка предельно допустимой 250 мЗв в 1986 г.
Мероприятия по радиационной защите населения от переоблучения были начаты в России сразу после выявления радиоактивных загрязнений. Они заключались во введении различных ограничений, проведении дезактивационных работ, осуществлении переселения жителей. По мере уточнения радиационной обстановки расширялась зона проведения работ, наращивались объемы противоаварийных мероприятий. Основные мероприятия на начальном этапе проводились в так называемой зоне жесткого контроля, ограниченной изолинией 15 Ки/кв.км (около 100 тысяч жителей России). Граница зоны была выбрана исходя из предела дозы за первый год - 100 мЗв. В последующем были приняты следующие ограничения на годовые дозы облучения населения в 30 мЗв - второй год, 25 мЗв - третий год. Проводимые защитные мероприятия позволяли существенно снизить дозы облучения населения, однако нарушили его привычный жизненный уклад.
Изменения в обществе и понимание негативного эффекта многочисленных ограничений жизнедеятельности инициировали в 1988-1990 годах попытку перехода к восстановительной фазе аварии на основе определения предела дополнительной дозы за жизнь в 350 мЗв. По поводу данной концепции в быстро меняющемся обществе, каким тогда был Советский Союз, развернулась острая дискуссия. В данной ситуации Правительство СССР обратилось в МАГАТЭ с просьбой об организации независимой экспертизы. Результаты Международного чернобыльского проекта, подтвердившие достаточность принимаемых защитных мер, не смогли преодолеть наметившуюся тенденцию обострения проблемы. Компетентные организации (НКРЗ СССР, ВОЗ, МАГАТЭ и др.), ориентировавшиеся на радиологические подходы, не смогли в полной мере оценить роли социально-психологических и политических факторов.
В мае 2000 года в Вене состоялась 49 сессия Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР). Значительное внимание этой авторитетной международной организации было уделено оценке медицинских последствий Чернобыля. Одним из самых высоких индексов цитирования НКДАР были отмечены научные исследования, выполненные , созданным по Постановлению Правительства РФ на базе , г.Обнинск.
Авария резко нарушила обычный порядок жизни людей, а для многих из них имела трагические последствия. Однако преобладающее большинство затронутого аварией населения не должно жить в страхе, опасаясь серьезных последствий для здоровья, потому что в отношении здоровья большинства людей должны преобладать благоприятные перспективы. А Союз "Чернобыль" России Вам в этом поможет.