Доклад президента Союза «Чернобыль» России В.Л. Гришина на Х съезде СЧР
Доклад президента Союза «Чернобыль» России В.Л. Гришина на Х съезде СЧР: «Отчет о работе Центрального Совета Союза «Чернобыль» России за период 2009-2012 годы и основные задачи СЧР на 2013-20116 годы».
27 ноября 2012 г. г. Москва
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Работа Центрального Совета Союза «Чернобыль» России в отчетный период строилась на основе Устава организации и Основных направлениях ее деятельности на 2009-2012 годы.
Наш Союз объединяет 69 региональных организаций, из которых 39 имеют статус инвалидных. Мы представляем интересы более миллиона граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и ядерных испытаний. В их число входит около 85 тысяч инвалидов (в том числе 55 тысяч в связи с радиационным фактором), 140 тысяч участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», свыше 30 тысяч семей, потерявших кормильца (из них 6 тысяч в связи с радиационным фактором).
Союз «Чернобыль» России является членом Международной организации «Союз Чернобыль», состоящей из 12 национальных Чернобыльских общественных объединений стран СНГ и Балтии.
Наша организация представляет интересы инвалидов-чернобыльцев в Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Союз участвует в работе Консультативного органа при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – Совете по делам инвалидов. В Государственной Думе представители СЧР до 2011 года входили в состав рабочей группы по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, ядерных испытаний.
Союз «Чернобыль» России, представляя интересы Международного чернобыльского общественного движения, активно участвовал в реализации Плана совместных действий Всеобщей Конфедерации Профсоюзов и Международной организации «Союз Чернобыль» по усилению социальной защищенности граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на период 2009-2012 гг.
Не смотря на отсутствие представительства нашей организации в Общественной палате Российской Федерации, Союз неоднократно информировал ее членов о проблемах граждан, подвергшихся воздействию радиации, участвовал в пленарных заседаниях и общественных слушаниях профильных Комиссий. Члены Центрального Совета СЧР активно работают в аналогичных общественных органах на региональном уровне.
Уважаемые делегаты и гости съезда, позвольте изложить результаты работы Центрального Совета по основным направлениям деятельности Союза «Чернобыль» России и предложить перечень основных задач на период 2013-2016 годы.
Первое направление: «Обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий, ядерных испытаний».
Реализация федерального законодательства и программ в отношении граждан и территорий, пострадавших вследствие радиации происходила в условиях проведения в стране административной и социальной реформ. Монетизация натуральных льгот для многих чернобыльцев и приравненных к ним граждан по-прежнему ведет к снижению уровня медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания. Изменение порядка и условий предоставления жилья чернобыльцам и приравненных к ним иных категорий пострадавших граждан привели к ограничению реализации их права. Но Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС восстановил права инвалидов и ликвидаторов на жилье.
Центральный Совет, в течение отчетного периода, на основе анализа данных по проблемам реализации социальных гарантий организовывал и проводил заседания «Круглых столов», пресс-конференций со СМИ, совещания со специалистами Минздравсоцразвития России. Эта работа дала определенные результаты, но проблемы сохранились.
С участием Союза «Чернобыль» России в октябре 2009 года в серии «Библиотечка «Российской газеты» традиционно выходит сборник «Социальная защита ликвидаторов радиационных катастроф и пострадавших граждан. Новейшие законодательные и другие нормативные акты». Собранные документы и комментарии к ним упростили работу граждан и специалистов органов государственной власти по применению положений и норм «чернобыльского» законодательства.
2011 год – год 25-летия Чернобыльской трагедии. Надежды общественных организаций граждан, пострадавших от радиации, возлагались на принятие Правительством России решений по усилению мер социальной поддержки, устранению выявленных недостатков в ходе монетизации льгот. В период подготовки к этой памятной дате в 2010 году Центральный Совет обращается в Правительство РФ о необходимости увеличения бюджетных ассигнований для обеспечения жильем, медицинской и лекарственной помощи. На встрече Председателя Правительства с общественностью Союз «Чернобыль» России представлял член Центрального Совета, председатель Брянской региональной организации Карнюшин В.А. Его убедительное выступление явилось основой для принятия решения Правительством России о выделении дополнительных финансовых средств на обеспечение жильем чернобыльцев, а также мероприятий по реабилитации пострадавшего населения и территорий Брянской области. В результате чего количество жилищных сертификатов было увеличено втрое. В некоторых субъектах РФ жильем были обеспечены все очередники.
К этому времени значительно уменьшилось число обращений инвалидов-чернобыльцев в судебные органы по вопросу индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью. Задолженности по судебным решениям выплачивались своевременно. В суды, по известным причинам, могли обращаться не все пострадавшие. Выплаты, установленные решениями судов, для одной части инвалидов значительно превышали размеры фиксированных сумм выплат другой части инвалидов. Материальное неравенство среди этой категории пострадавших граждан существует, и по сей день.
Инициативы и предложения Союза «Чернобыль» России по улучшению медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обеспечения оставались в Правительстве и Минздравсоцразвития России без должного ответа. У многих региональных организаций Союза по этим проблемам не получалось диалога с администрациями субъектов РФ.
В целом по стране росло социальное напряжение среди граждан, подвергшихся воздействию радиации. Люди и организации выражали недовольство работой органов власти. На заседаниях Центрального Совета принимались решения по вопросам улучшения лекарственного, медицинского, санаторно-курортного и жилищного обеспечения гражданах, подвергшихся воздействию радиации. Были направлены Обращения СЧР к Президенту РФ и Правительству России.
В связи с кризисными явлениями в экономике, а также с изменением приоритетов в социальной политике, стали еще более очевидны сложности с обеспечением прав и интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Снижение качества управленческих решений влекло за собой сокращение целевых объемов средств на медицинское, лекарственное и санаторно-курортное обслуживание пострадавших. Монетизация льгот разрушила систему оказания специализированной помощи, придала забвению научные знания и методики ее применения.
Центральный Совет Союза «Чернобыль» России ставил задачу реанимировать и развить современные представления о необходимости оказания пострадавшим квалифицированной медпомощи, полноценного лекарственного обеспечения и регулярного санаторно-курортного лечения, как меры, поддерживающей состояние их здоровья. Для этого за отчетный период были подготовлены и проведены встречи, «круглые столы». Специалисты СЧР участвовали в работе профильных конференциях.
В отчетный период состоялись заседания Межрегиональных Советов СЧР по Сибирскому ФО, Южному ФО и Северо-Кавказскому ФО с участием Полномочных Представителей Президента РФ. На этих встречах обсуждались пути решения проблем граждан, подвергшихся воздействию радиации. Принятые решения обеспечили реализацию дополнительных мер на федеральном и региональном уровнях по медицинской и лекарственной помощи. Улучшилось обеспечение жильем.
В 2009 году Союз «Чернобыль» России реализовал вторую очередь проекта «Социально-правовая и реабилитационная помощь гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и катастроф». В результате, этого 10 региональных организаций были обеспечены оргтехникой, подключены к интернету и в них заработали сайты. В настоящее время в Омске, Тамбове, Владимире, Твери, Кирове, Красноярске, Липецке, Новосибирске, Ростове, Ставрополе, Туле освещается работа организаций на сайтах.
В 2011 году в России была принята государственная программа «Доступная среда». 3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов», реализация которой дает надежды инвалидам России на достойную жизнь и равные возможности в обществе. Союз «Чернобыль» России активно участвовал в подготовке госпрограммы.
В 2012 году на сайте СЧР создан «Общероссийский портал в интересах граждан, подвергшихся воздействию радиации». Его целью является оказания им правовых консультаций.
Ответы на вопросы осуществляют специалисты Союза «Чернобыль» России и его региональных организаций на основе многолетней правоприменительной практики и опыта реализации законодательства по социальной защите граждан, пострадавших от радиации.
Конструкция и содержание портала будут совершенствоваться в зависимости от изменения действующего законодательства, его право применения и потребностей пользователей.
Союз «Чернобыль» России выражает надежду на поддержку работы портала как одного их средств защиты прав и законных интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Настоящий проект реализуется на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02 марта 2011 года №127-рп», а также на средства спонсоров, благотворителей и частные пожертвования граждан.
Большое внимание Центральный Совет уделял работе с письмами и заявлениями граждан, пострадавших вследствие воздействия радиационных факторов.
С 2009 года по настоящее время в Союз «Чернобыль» России от граждан поступило 596 писем и заявлений, что на 20% больше чем за предыдущий отчетный период. 570 граждан получили устные или письменные разъяснения и консультации. Количество телефонных звонков для получения информации и консультации в один рабочий день составляло от 10 до 12. Большое число обращений поступало из Москвы, Республики Башкортостан, Республики Чувашия, Астраханской, Брянской, Курской, Московской, Нижегородской, Смоленской и Ростовской областей.
Основными вопросами обращений граждан являлись:
- проблемы в связи с получением государственных жилищных сертификатов;
- снижение или отмена льгот по оплате ЖКХ и замена ее на денежную компенсацию;
- получение вдовами ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров;
- незнание авторами писем и звонков руководителей региональных и местных чернобыльских организаций, документов по законодательству;
- небрежное отношение местных органов социальной защиты населения, территориальных органов Пенсионного фонда РФ к заявлениям и обращениям семей, потерявших кормильца, инвалидов и «ликвидаторов»;
- инвалиды возмущаются значительными разрывами в размерах выплат возмещения вреда здоровью, выплат на приобретение продовольственных товаров;
- невозможность получить связь заболевания с радиационным фактором, малодоступность санаторно-курортного лечения;
- жалобы на решения судов по рассмотрению дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных «чернобыльским» и другими законами;
- вопросы награждения государственными наградами.
Уважаемые делегаты и гости. Исходя из вышеизложенного направления деятельности нашей организации, разрешите сделать выводы и обозначить задачи, которые могут служить основой для последующей работы Союза «Чернобыль» России в 2013-2016 годах.
1-й вывод. В последнее время произошло значительное снижение уровня медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации. Причинами такого состояния дел является отсутствие четкого правового и организационного обеспечения конституционного права гражданина на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Задачи:
- подготовить предложения в адрес субъектов законодательной инициативы, Правительства РФ о необходимости дополнительного гарантированного объема медицинских услуг, лекарственного обеспечения, санаторно-курортного лечения пострадавших граждан, и внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты;
- обратить внимание Минздрава России на необходимость совершенствования порядка и условий диспансеризации пострадавших граждан, установления связи заболеваний, инвалидности и смерти с последствиями радиационных аварий и катастроф;
- внести предложения по усилению мер социального и медицинского обслуживания детей, родившихся от одного из облученных родителей, и выдаче им удостоверений специального образца.
2-й вывод. Государственная помощь в приобретении благоустроенной жилой площади через жилищный сертификат не обеспечивает ее получение гражданам, проживающим в крупных административных центрах.
Задачи:
- принять активное участие в совершенствовании механизма обеспечения жильем, сделав его доступным и эффективным;
- использовать возможности софинансирования региональных и местных бюджетов программ жилищного обеспечения граждан, пострадавших вследствие радиации.
3-й вывод. Существующая система компенсаций за ущерб, причиненный здоровью гражданам вследствие Чернобыльской катастрофы, допускает при равной утрате здоровья и потере трудоспособности, не равноценные по величине выплаты. Это обстоятельство ставит граждан в неравные условия и не обеспечивает инвалидам равных возможностей. Проблемность и противоречивость чернобыльского законодательства, обще дозволенный тип правового регулирования, а также изменчивость господствующей в обществе морали, предоставили отдельным гражданам широкий простор в выборе способов реализации своего субъективного права, умоляя при этом интересы других пострадавших, причиняя им моральный вред.
Задача:
- подготовить предложения по совершенствованию законодательства и нормативных актов, определяющих порядок предоставления и финансового обеспечения компенсаций за ущерб, причиненный здоровью гражданам вследствие Чернобыльской катастрофы, с целью повышения размеров этих выплат для лиц, ставших инвалидами после вступления в силу закона 5-ФЗ.
4-й вывод. Союзом «Чернобыль» России не разработаны механизм выявления остронуждающихся граждан в различных видах помощи и пути ее предоставления.
Задачи:
- разработать и утвердить положение об учете граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и оказании им необходимой помощи;
- организовать постоянно – действующий мониторинг состояния дел по лекарственному, медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию пострадавших, динамики изменения тарифов по ЖКУ.
5-вывод. Социально-правовая и реабилитационная помощь гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и катастроф в регионах осуществляется малоэффективно. Ряд организаций СЧР не регулярно осуществляет прием и консультирование пострадавших.
Задачи:
- провести анализ причин малоэффективного применения организациями социально-правовой и реабилитационной помощи и разработать условия для повышения ее результативности;
- продолжать эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации среди организаций СЧР в режиме он-лайн;
- способствовать созданию и работе сайтов региональных организаций Союза «Чернобыль» России, сделав их более информативными, современными и доступными для пользователей.
6-вывод. Взаимодействие многих региональных организаций Союза «Чернобыль» России с органами государственной власти субъектов РФ и местным самоуправлением осуществляется эпизодично и без должного учета переданных им полномочий по социальному, медицинскому и жилищному обеспечению граждан.
Задачи:
- изучить перечень функций органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по обеспечению прав граждан, пострадавших вследствие радиации;
- организовать взаимодействие с ними по улучшению медицинского, лекарственного, санаторно-курортного и жилищного обеспечения пострадавших;
- эффективнее использовать государственные и общественные формы контроля над целевым использованием средств, выделяемых на меры социальной поддержки и реализацию государственных программ и проектов в отношении пострадавших граждан.
7-й вывод. Социально-экономическое положение отдельных территорий РФ, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и состояние здоровья проживающего на них населения, по- прежнему остается ниже нормы.
Задача:
- предложить Правительству Российской Федерации провести комплексные исследования по влиянию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на социально-экономическое развитие территорий, состояние здоровья населения, экологическое благополучие районов, подвергшихся воздействию радиации и, на их основе, скорректировать государственные меры по преодолению негативных последствий.
Решение этих задач поможет Союзу «Чернобыль» России, его организациям создать условия для достойной жизни граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и ядерных испытаний.
Вторым основным направлением деятельности Союза «Чернобыль» России является организационное развитие Общероссийского Союза общественных объединений и укрепление его единства.
В составе Союза «Чернобыль» России состоит 69 региональных общественных объединений, представляющих интересы всех категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации. За отчетный период было организовано и проведено: 3 внеочередных съезда, 7 заседаний Центрального Совета, 12 заседаний Центрального Правления.
Руководителями Межрегиональных советов по федеральным округам проведено от 4 до 7 заседаний в каждом.
Для достижения Уставных целей Союза «Чернобыль» России Центральным правлением были созданы комитеты:
- по законодательной и судебной работе;
- по медицинскому, реабилитационному и лекарственному обеспечению граждан, подвергшихся воздействию радиации;
- по делам семьи и детей.
Для работы по созданию в регионах полноценных общественных объединений, взаимодействия с органами государственной власти были открыты представительства СЧР в Республике Карелия, Свердловской области и Латинской Америке.
Работа руководящих органов Союза «Чернобыль» России носила открытый характер. Часть их заседаний проходила на выезде с участием регионального актива, представителей органов государственной власти.
В целях эффективного решения проблем граждан, подвергшихся воздействию радиации и представительства их интересов в органах государственной власти Союз «Чернобыль» России в 2012 году участв